В данной статье мы расскажем, что такое кредитные споры, как их решать и какие виды существуют. Рассмотрим, почему возникают кредитные споры и какие вопросы помогут решить судебные органы. Узнаем, какие требования чаще всего предъявляют заемщики и кредиторы друг к другу, какие примеры есть в судебной практике и где с ними можно ознакомиться. Посмотрим, как разрешать конфликтные ситуации с банками.

Что такое кредитные споры?

Кредитные споры – самый часто встречающийся вид судебных разбирательств в настоящее время. Связано это с тем, что граждане России все больше и больше берут кредитов и кредитных карт по ним тоже часто возникает задолженность, а, значит, вступают в кредитные отношения. К сожалению достаточно большая часть из них не платит по своим обязательствам, поэтому возникают просрочки, долги, а, значит, и появляются претензии со стороны кредиторов, которые часто переходят в судебные разбирательства. Но, до того, как спор примет такие обороты проходит несколько этапов. Так, после того, как просрочка превышает 30 дней. Кредитная организация активно пытается связаться с должником и обязать его выплатить обязательства.

Если после это должного результата не наступает, то банки, как правило, обращаются за помощью к коллекторам, сначала на основании агентского оговора, не продавая долг по договору, если и здесь задолженность не погашается, то кредитная организация начинает готовить дело в суд. Скажем сразу, что если заемщик не является на назначенное заседание, старательно избегает любых контактов с кредитором, то суд примет сторону истца. Скажем честно, в большей части случаев суд принимает сторону кредитора, но если прятаться и избегать контактов, то не стоит надеяться даже на простое смягчение требований.

В случае судебных разбирательств с кредитором лучше обратиться к опытным юристам по банкротству за консультацией, которые помогут проверить кредитный договор, возможно в нем есть условия, которые не соответствуют закону или проверить наличие начислений незаконных банковских комиссий. Наличие данных фактов может значительно помочь и повлиять на ход судебного процесса и принимаемого решения.

Виды споров и судебных требований

Кредитные споры имеют свои виды и судебные требования. Чаще всего, конечно, инициатором разбирательств является кредитор, но бывает и так, что заемщики подают исковые требования к банку. Их можно выделить сразу в отдельную группу. Основные требования таких исков – признать недействительным кредитный договор или какие-либо из его условий. Банки, в свою очередь, просят у судов взыскать с ответчика убытки, проценты за то, что заемщик пользовался их денежными средствами.

Отдельным видом кредитных споров являются те, основное требование которых – защита прав потребителей, компенсация морального вреда и т.д. Среди множества кредитных споров можно выделить базовые, в которых заемщики просят признать договор предоставления кредитования недействительным в силу каких-либо оснований, главное из которых – незаконность условий соглашения. Кредиторы чаще всего требуют возврата задолженности по кредитному договору. Бывают и такие, когда заемщик хочет принудить кредитора заключить с ним договор.

Часто заемщики обращаются в суд с целью изменения условий возврата заемных средств, в том числе за реструктуризацией долгов по кредитам физических лиц, не редки обращения и тех, кто оставлял банку свое имущество в качестве обеспечения договора, а теперь хочет снять залог с него по причине того, что все обязательства выплачены. Реже встречаются иски от заемщиков о возмещении убытков, которые он понес по причине отказа кредита по договору, который уже был заключен.

Судебная практика по кредитным спорам

Судебная практика по кредитным спорам в настоящее время довольна обширна и разнообразна, случаев, на самом деле, самых разных очень много. В российском законодательстве существует такое понятие, как информационные письма, в них содержится информация и обзор судебной практики при разрешении споров, которые связаны с применением положений Гражданского кодекса о кредитном договоре и тех случаев, когда к банку применялась административная ответственность за нарушение законодательства в вопросе нарушения прав потребителей.

В настоящее время практика пополнилась случаями, когда заемщик оспаривает страхование договора, которые в настоящее время может быть только добровольным, но часто кредитные организации просто навязывают дополнительные услуги, которые значительно увеличивают стоимость договора. Включенные в соглашение обязательные страховки жизни, здоровья – это факт злоупотребления свободой договора.

Так же нарушением закона будет и то, что заемщика обязуют страховаться в конкретной страховой компании, напомним, что он сам в праве выбрать компанию, с которой готов сотрудничать. Таким образом, если сделка или ее условия не отвечают требованиям законодательства, то их есть возможность признать ничтожными.

Как разрешать конфликтные ситуации с банками?

Как разрешить конфликтные ситуации с банком, если таковые возникли. Если у заемщика банка, т.е. фактически потребителя его услуг, возникли вопросы. То самым действенные зачастую способ – обратиться к сотрудникам кредитора, возможно специалисты уже на этом этапе помогут разрешить спорные вопросы, не обращаясь к коллекторам как выкупить у них свой долг, мы уже знаем. Их специально обучают решению конфликтных ситуаций. Обратиться можно и по телефону и личным посещением филиала или офиса банка.

Но, если такое обращение не помогло решить вопрос, то следующий этап – обращение к кредитной организации с претензией, которая отправляется в письменном виде, в ней нужно детально изложить все свои доводы, сомнения, претензии. Если есть информация о том. что банк нарушил закон, то указывается кодекс и статья. В течении 30 дней кредитная организация пришлет ответ. Если после этого ситуация не изменилась, то можно обратиться с жалобой в Центральный банк России.