В данной статье мы узнаем, что такое договорные споры, как они решаются и при каких обстоятельствах появляются. Расскажем, как пресечь появления договорных споров, на что нужно обратить внимание при составлении и подписании договора. Посмотрим, какая подсудность у таких конфликтов и какие шаги необходимо предпринять прежде, чем подавать исковое заявление на оппонента.
Что такое договорные споры?
Что такое договорные споры, мы уже немного рассказывали в рамках вопроса об арбитражных спорах что это такое и каких видов бывают, мы уже знаем, данный вид является одним из видов арбитражных разбирательств. Не всегда получается так, что заключенный между сторонами договор станет гарантией идеальных отношений. Очень часто между участниками возникают споры разрешить который может только третья сторона, как правило, это суд. Как правило, все это связано с тем, что одна или обе стороны не выполняют условия.
Исковое заявление, по контракту, который уже заключен, направляют в арбитражный суд, если возникают разногласия по вопросам условий, их изменений, расторжения и т.д. Конечно, условия договора можно изменить и без привлечения судебных инстанций, но в случае, если партнеры смогли договориться. Так, к уже действующему контракту составляется дополнительное соглашение, в котором прописываются все изменения, согласовываются между сторонами. После этого документ подписывают обе стороны, и он становится неотъемлемой частью договора.
Бывают случаи, когда один из участников в одностороннем порядке пытается изменить условия соглашения. Но, на основании статьи 450 Гражданского кодекса РФ сделать это можно при помощи подачи искового заявления что это такое и как его составить, мы уже рассказывали, в суд, а не просто зачеркнуть уже действующие условия и вписать свои новые.
Виды договорных споров
Виды договорных споров можно разделить по предметам их возникновения. Но все это рассматривается арбитражным судом. Основной причиной для обращения, как правило, является взыскание дебиторской задолженности, чуть реже, но тоже в ТОПе – попытки принудить контрагента к выполнению принятого обязательства. Обращаются и с требованием наложить на партнера штрафы или пени, а также оплаты неустойки, если обязательства не выполнены, а другая сторона в следствии этих действий понесла убытки, которые тоже стараются компенсировать через подачу искового заявления.
Часто при ведение предпринимательской деятельности возникают споры с государственными органами, самый часто встречающийся их них – спор с налоговой по отказу в регистрации бизнеса. В исках просят и полностью расторгнуть соглашение. Вопросы неправильного налогообложения, споры при получении лицензии на осуществление определенного вида деятельности или ее приостановление – все это можно отправлять в арбитраж.
Причины возникновения договорных споров
Основная причина возникновения договорных споров в том, что стороны не могут прийти к соглашению и не хотят или не могут воспользоваться действенными способами по урегулированию конфликта. А ведь такие возможно существуют, посмотрим некоторые из них. Во-первых, можно воспользоваться досудебным способом урегулирования, когда отправляется документ с обоснованными требованиями партнеру, все они должны отвечать нормам российского законодательства и права.
Кроме этого в досудебном документе должны быть приложены доказательства нарушения. Например, если покупатель не оплати товар необходимо приложить документы, о том, что он был доставлен и принят и доказательства того, что оплата за него не поступила. Здесь могут помочь накладные, счета-фактуры и выписка со счета продавца, можно за помощью обратиться за консультацией юриста по вопросам банкротства физических лиц и общей практики.
Кстати, попытка пройти процесс досудебного урегулирования – обязательное условия при подаче иска в арбитражный суд. Если такие попытки не были предприняты, то исковое заявление просто не примут. А вот если попытки были, а ответчик скрывается или консенсуса достичь так и не удалось, то можно смело обращаться за помощью в судебные органы.
Как пресечь возникновение договорных споров
Для того чтобы понимать, как пресечь возникновение договорных споров необходимо соблюдать несколько важных условий. Одно из которых – выбирать надежных, проверенных временем партнёров, а второе внимательно составлять и читать все условия договора, при возникновении сомнений лучше обратиться за разъяснением, пока контракт еще не подписан, так же, как и при подготовке документов по банкротству физических лиц за услугами юриста лучше обращаться к профессионалам. Но, даже если споры возникли после подписания, то можно найти решение по их урегулированию.
Договорные отношения отличаются свободой выбора, что закреплено Гражданским кодексом РФ, т.е. юридические лица свободны в своем праве заключить или отказаться от заключения договора. Любое понуждение к подписанию недопустимо и наказывается на законодательном уровне, т.к. это только добровольно принятые обязательства.
Все условия договора должны соответствовать закону, правила устанавливаются правовыми актами и нормами. В судебной практике даже не принимаются к рассмотрению те пункты, которые компании самостоятельно привыкли включать в договоры. Стороны стараются прописать условия, которых нет в законодательстве, а часто и просто противоречащие ему.
Способы урегулирования споров по договору
Существует несколько способов регулирования по договору, первый из которых – досудебная претензия, которая направляется оппоненту. В ней должны содержаться доказательства нарушения условий договора или невыполнения обязательств. Направлять ее можно как по электронной почте, если это предусмотрено соглашением, так и обычной, по почтовым реквизитам, которые указаны в договоре. Составить ее можно в свободной форме, как заявление на банкротство гражданина, например.
Попытка досудебного урегулирования спора является обязательной перед тем, как направлять иск в суд. Это касается вопросов:
- взыскания задолженностей;
- неосновательного обогащения;
- замена или возврат некачественных товаров;
- претензия к банку или страховой о нарушении условий соглашения или выплат по нему;
- договора поставки.
По правилам получатель должен предоставить мотивированный ответ не позже 10 дней на такую претензию, максимальный срок – 30 дней. Если получатель игнорирует направленные в его адрес документы, то можно смело подавать иск в суд.